17 февраля
2017
-
12 марта
2017
Москва. Школа акварели Сергея Андрияки

«Тамара Кафенгауз. Зовет меня простор зеленоглазый…»

Имя Тамары Кафенгауз не новое для отечественной истории искусства, однако широкой публике оно известно мало. Тамара Андреевна, урожденная Прудковская, была родной сестрой Надежды Андреевны Удальцовой – «амазонки» русского авангарда. Но судьбы их сложились по-разному.

Конец 1920 – начало 1930 годов были временем удачного дебюта Т.А. Кафенгауз. Ее иллюстрации: пейзажи и жанровые сцены, преимущественно связанные с Крымом, печатались в журналах и вызывали восторженные отзывы. Счастливый брак и семейная жизнь превратили художественные занятия Тамары Кафенгауз в хобби: при жизни автора многие работы не покидали папок, оставаясь искусством «для себя». В тоже время, Т.А. Кафенгауз и её близкие дарили работы мастера друзьям и знакомым, и они стали известны в кругах московской научной и творческой интеллигенции.

Долгие годы мастер работала «в стол», не выставляясь и не получая общественного признания своих акварелей и рисунков: эскизов к циклам иллюстраций отечественной и европейской классики (Пушкин, Лермонтов, Есенин, Гофман, Диккенс), пейзажей Подмосковья, Крыма, Рижского взморья. Небольшие и лаконичные, чаще всего безлюдные, пейзажи обладают привлекательностью детских рисунков, в которых всегда читается восхищение красотой природы. Созданные акварелью, при небольших размерах они очень самодостаточны по композиции и цветовому решению, привлекают зрителя своей искренностью и деликатным примитивизмом. В чем-то они, особенно поздние работы 1950-х годов, созвучны еще более прозрачным и легким акварелям Александра Лабаса, сделанным в Юрмале примерно в те же годы.

В монографии, которая впервые будет представлена на открытии выставки, жизнь и творчество художницы раскрываются благодаря широкому привлечению архивных документов. В ещё большей степени – через анализ сохранившегося художественного наследия, немалая часть которого сосредоточилась в известном собрании крупного современного московского коллекционера Алексея Георгиевича Егорова. Поклонник и любитель графики, он уже немало лет скрупулезно подбирает в свое собрание произведения русских и западноевропейских акварелистов, рисовальщиков, гравёров. Помимо выставок в столице и в городе на Неве, коллекционер ведёт активную экспозиционную работу. Он щедро знакомит российскую творческую общественность с теми или иными сторонами своей коллекции. Не менее важно и то, что одновременно ведётся научная обработка собрания, вводятся в исследовательский оборот новые имена, произведения старых и современных мастеров. Всё это помогает созданию полнокровной картины отечественной художественной культуры.